Регистрация
 
Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели
Николай Иванович Пирогов
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.lzsvetlana.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

Элективный курс "Современные музыкальные жанры"

Пояснительная записка.

Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся  9 класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением предмета «Музыка» (1-8 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).

      Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство».

 

Цель курса:

- формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях    массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров;

- формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.

Задачи:

-  дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»;

-  познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами    современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки;

-  показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры;

-  развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;

-    научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, -  помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.

     Содержание элективного курса реализуется на основе принцип последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:

- метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете;

-  проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё;

-  метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

-   метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;

-   метод взаимосвязи различных видов искусств;

-   метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);

-   метод самостоятельной работы с источником.

 

Формы организации.

Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.

Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, ток-шоу, семинар.

Программа реализуется в различных видах деятельности:

-  исполнительская (пение, музицирование);

-  слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;

-  проектно-исследовательская;

 

Сроки реализации.

Проведение курса предусмотрено в течение 1 полугодия в 9 классе общеобразовательной школы. Курс расчитан на 8 часов.

 

Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:

-  степень развития интереса к данному профилю;

-  степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и художественно-профессиональную деятельность;

-  степень проявления способностей к музыкально-творческой деятельности и интереса к данному направлению музыки;

-  степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве, проявления художественного вкуса.

 

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними.

 

Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении итоговых практических зачётных работ.

 

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

-  ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;

-  знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;

-  узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;

-  уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;

-  иметь представление о выбранном профессиональном направлении;

-  сдать зачётную работу.

 

Тематическое планирование.

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

 

Введение в курс.

Джаз

1

 

 

1

 

2.

Рок-музыка

1

 

1

3.

Мюзикл

1

 

1

4.

Поп-музыка

1

 

1

5.

Авторская (бардовская) песня, гитара

1

1

1

6.

Электронная музыка, синтезатор

1

 

1

8.

Зачётное занятие

 

1

1

 

Всего:

6

2

8

 

Содержание.

 

      Понятие «современная музыка», «современный жанр».   Музыка «серьёзная» и «лёгкая». Феномен эстрады, понятие «эстрады». Основные жанры эстрадной музыки. Эстрадный оркестр, инструменты. Значение легкожанровой музыки в наши дни.

      Негритянские корни джаза. Жанры джаза – спиричуэлс, госпел, соул. Регтайм. История блюза, его специфика. Классический джаз, биг-бенд. Многообразие жанровых направлений и стилей джаза (кулл, фри, би-боп, свинг и др.)  

      История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-музыка – явление современности. Основополагающие стили рок-музыки: ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, их особенности, представители (Билл Хейли, Элвис Пресли, Алан Фрид и др.).    

-      Электрогитара, виды, её значение в рок-н-ролле, манеры исполнения.
 «Битлз»-творческий портрет, история успеха. «Роллинг Стоунз», «Энималз» и др. Стили рок-музыки: панк, фолк, хард, хэви-металл, «новая волна» и др. Представители стилей.
 -     Истоки возникновения мюзикла, классические предшественники (опера, балет, оперетта). Водевиль, шоу, мюзик-холл, ревю (музыкально-выразительные средства, особенности, элементы). Синтез академической и эстрадной музыки. Взаимодействие драматургии и структуры оперы и музыкального языка рок-музыки. Первые образцы западной рок-оперы («Волосы», «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера). Продолжение традиций рок-оперы в отечественной музыке (А. Рыбников, А.Журбин…).

-      Понятие о поп-музыке как субкультуре современной молодёжи. Тенденции возникновения. Актуальность поп-музыки в современных условиях, её положительные и отрицательные черты, влияние на подрастающее поколение. Роль СМИ в распространении поп-культуры. Стили и направления поп-музыки, музыкальный язык и особенности. Представители зарубежной и отечественной поп-музыки. Фестивали, конкурсы, шоу-проекты («Евровидение», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Народный артист», «Пять звёзд» и др.

-      История зарождения бардовской песни в нашей стране. Черты авторской песни, её актуальность. Жанры авторской песни, яркие представители (Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Дольский, Никитин, Розенбаум). Клубы самодеятельной песни (КСП), фестивали авторской песни.  

 -     Понятие об электронной музыке. Терменвокс. Роль электронной музыки в формировании эстетики мега-концертов, шоу-программ. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, техника, светомузыка и светотехника в оформлении шоу-программ. Студия звукозаписи. Представители электронной музыки (Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьев, А.Рыбников и др.)

-      Синтезатор как представитель современных электронных инструментов.

 

Зачётное занятие.

Формы зачётных работ (по выбору):

-     представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета);

-     статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села;

-     проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля);

-      подготовка доклада или реферата по пройденным темам;

разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект);

 

Литература для учащихся:

-      Кастальский С. Рок-энциклопедия.- М., Ровесник, 1997.

-      Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989.

-      Рок-музыка в СССР, опыт популярной энциклопедии./сост. А.К.Троицкий. / М., Книга, 1990.

-      Музыкальный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1990.

-      Багиров А., Любовь моя – «Биттлз», - Минск., Парус, 1993.

-      БЭС. – М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.

-      Васина-Гроссман В., Первая книга о музыке. 1999.

-      Энциклопедия советского джаза, - М., 1985.

-      Краткий музыкальный словарь для учащихся. Булучевский Ю.. –Л. Музыка, 1990.

 

Литература для учителя:

-      Программа средней общеобразовательной школы. – М., Просвещение.1990.

-      Березовчук Л. Методическая аннотация по курсу «Мировая музыкальная культура», С-П., 1990.

-      Периодические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Yes Все звёзды», «Радуга», «Твоя параллель».

-      Компакт-диски, видео-, аудиокассеты, видеофильмы.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Тема урока

 

Дата

 

 

Основные

вопросы

 

Основные

понятия

 

Средства

обучения

1

Джаз

 

История джаза. Известные исполнители джаза.

 Джаз, спиричуэлс, госпел, ритм-группа,  синкопа, полиритмия, диссонанс.

 

«Молитва» (негритянский спиричуэлс);

«Роллем Пит», «Блюз Западной окраины»;

Дж. Гершвин. «Колыбельная»;

Л. Утёсов. «Диксиленд»; Композиции Л. Армстронга, О. Лундстрема.

 

2.

Рок- музыка

 

История и социальные причины возникновения рок-музыки.

ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рокэбилли, кантри, хилли-билли, скиффл, биг-бит, хард-рок,   андеграунд, фолк-рок, джаз-рок, латин-рок, фьюжн, афро-рок.

 

  музыкальные произведения рок-групп «Биттлз», «Роллинг Стоунз»,  «Пинк Флойд», «Куин»,   «Кино», «Машина времени», «ДДТ», «Чайф»,   «Браво», «Ария», «Алиса», репертуар Э. Джона, Э. Пресли, В. Кузьмина и др.

 

3.

Мюзикл

 

Истоки возникновения жанра, классические предшественники

Опера , балет, оперетта, водевиль, варьете, шоу, канкан, ревю, мюзик-холл, рок-опера.

 

Л. Бернстайн. «Вестсайдская история».

Э.Уэббер. Фрагменты оперы «Иисус Христос – суперзвезда».

 А.Рыбников. «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

 

4.

Поп- музыка

 

Иметь  понятие о поп-музыке;

знать стили и особенности, отличительные черты поп-музыки;

 

поп-музыка, поп-культура, шоу-бизнес, шоу-проект, продюсер, бренд, ротация, имидж.

 

выбирается по усмотрению учителя и желанию учащихся, используются видеозаписи шоу-программ

5-6

Авторская  песня

 

Отличия  бардовской песни от других стилей современной музыки;

знать особенности бардовской песни;

знать представителей жанра;

 

авторская песня, барды, тема, образ, мотив,  баррэ.

Б.Окуджава. «Пожелание друзьям», «Грузинская песня».

Ю.Визбор. «Милая моя».

О.Митяев. «Как здорово…».

В.Высоцкий. «Кони привередливые».

А.Дольский. «Баллада о звезде».

А. Розенбаум.»Вальс-бостон» и др.

 

7.

Электронная музыка. Синтезатор.

 

 

Понятие об электронной музыке.

Электронная  музыка,  терменвокс, шоу-программа, лазер, синтезатор, аккомпанемент, аккорд.

 

инструментальные композиции    М.Жаррэ, Э.Артемьева, группа «Спейс» и др.

 

8

Зачётное занятие.

 

 

 

- представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета);

- статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села;

- проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля);

- подготовка доклада или реферата по пройденным темам;

разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект

 

 

Документы(всего: 1)
Документы(всего: 1)