Данная программа составлена на основе авторской программы «Музыка», авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2014г.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, М.: Баласс, 2012.
1.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения программы по учебному предмету «Музыка»
1.1. Общие результаты
Предметные требования:
- наличие интереса к предмету «Музыка»;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека;
- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- знание характерных особенностей русских народных песен;
- умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
- знание названий различных видов оркестров;
- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- знание гимна России.
Метапредметные требования:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;
- уважительное отношение к культуре других народов;
1.2. Результаты по классам.
1 класс.
Предметные требования:
- иметь представление о значении и роли музыки в духовном развитии человека;
- уметь слушать и слышать музыку, выделяя ее из общего звучащего потока;
- формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности.
Метапредметные требования:
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;
- приобретение навыков осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере и музыкального произведения.
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;
- формирование эстетических чувств доброжелательности, отзывчивости, сопереживания
- участие в музыкальной жизни класса и школы;
2 класс.
Предметные требования:
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке;
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт и т.д.) музыкальных жанров;
- накопление знаний о музыкальном языке, об интонационной природе музыки;
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах и исполнителях;
- развитие умений и навыков хорового пения (унисон, расширение объема дыхания, дикция и т.д.)
Метапредметные требования:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная оценка своих музыкальных возможностей.
смысла учения;
- участие в культурной жизни класса и школы.
Личностные результаты:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусств;
- развитие мотивов учебной деятельности личностного
3 класс.
Предметные требования:
- наличие интереса к предмету «Музыка»;
- умение определять характер, настроение музыки с учётом терминов и образных определений;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Глинка, Н.
Римский – Корсаков, А. Бородин, В. Моцарт);
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях;
- знание музыкальных инструментов симфонического оркестра;
- развитие умений и навыков хорового пения.
Метапредметные требования:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника;
- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;
- умение проводить сравнения между музыкальными произведениями;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение использовать знаково- символические средства, представленные в нотных примерах учебника;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
4 класс.
Предметные требования:
- наличие интереса к предмету «Музыка»;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека;
- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- знание характерных особенностей русских народных песен;
- умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
- знание названий различных видов оркестров;
- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- знание гимна России.
Метапредметные требования:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;
- уважительное отношение к культуре других народов;
3.Содержание учебного предмета «Музыка».
Представления о музыке
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
Представления о музыкальной жизни разных стран.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.
Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А.Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.
3. Тематическое планирование.
1 класс.
№ | Темы | Кол–во часов |
1 | «Внутренняя музыка» | 3 |
2 | Родная речь | 4 |
3 | Петр Ильич Чайковский | 3 |
4 | Михаил Иванович Глинка | 4 |
5 | Мелодия жизни | 4 |
6 | Сергей Сергеевич Прокофьев | 3 |
7 | Путешествие во времени и пространстве | 6 |
8 | Счастье, ты где? | 3 |
9 | Резерв | 3 |
Итого:
| 33 | |
2 класс. | ||
1 | «Три кита в музыке» | 9 |
2 | О чём говорит музыка | 7 |
3 | «Куда ведут нас три кита?» | 10 |
4 | «Что такое музыкальная речь?» | 8 |
Итого: | 34 | |
3 класс | ||
1 | Песня, танец, марш перерастают в песенность,танцевальность, маршевость. | 9 |
2 | Интонация . | 7 |
3 | Развитие музыки. | 10 |
4 | Формы музыки. | 8 |
Итого: | 34 | |
4 класс | ||
| Музыка моего народа. |
|
1 | Музыка моего народа. | 19 |
2 | Русский народный костюм | 1 |
3 | Урок - концерт | 1 |
4 | Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. |
|
5 | Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. | 1 |
6 | Музыка разных народов мира | 9 |
7 | Композитор-исполнитель-слушатель | 1 |
8 | Музыка всегда со мной. | 1 |
9 | Обобщение изученного за год. | 1 |
Итого: | 34 |
Рабочая программа составлена на основе программы разработанной авторским коллективом: Э. Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева под руководством Д. Б. Кабалевского, издательство «Просвещение» 2006 год.
1. Требования к уровню подготовки учащихся.
5 класса:
- знать специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка разных видов искусств;
- видеть роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разно
образных характеров, портретов людей и музыкантов;
- различать знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими
видами искусств;
- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее,
средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобрази
тельной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музы-
кально -ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- понимать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры
их произведений;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных
произведений;
- различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к
соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, со
временная;
- напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия
различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии,
средствах музыкальной выразительности;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- размышлять о многообразии музыкальных образов и способах их развития;
- знать имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- узнавать знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее,
средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в
изобразительной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове;
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний о
музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки
музыкальной драматургии;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных
классических произведений;
- участвовать, в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации).
2.Содержание материала.
Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры
Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.
Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).
Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.
Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.
3.Тематический план.
5 класс.
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
| Что стало бы с музыкой если бы не было литературы? |
|
1 | Искусство в нашей жизни. | 1 |
2 | Что я знаю о песне? | 1 |
3 | Как сложили песню? | 1 |
4 | Песни без слов. | 1 |
5 | Другая жизнь песни. | 1 |
6 | Жанр кантаты. | 1 |
7 | Опера | 1 |
8 | Балет | 1 |
9 | Превращение песен в симфонические мелодии. | 1 |
| Что стало бы с литературой если бы не было музыки? |
|
1 | Музыка – главный герой сказки. | 1 |
2 | Сказки и песни о силе музыки. | 1 |
3 | Музыка – главный герой басни. | 1 |
4 | Музыка в повестях Паустовского. | 1 |
5 | « Я отдал молодежи жизнь, работу и талант». | 1 |
6 | Музыка в жизни А.Гайдара. | 1 |
7 | Музыка в кинофильмах. | 1 |
| Можем ли мы увидеть музыку? |
|
1 | Можем ли мы увидеть музыку? | 2 |
2 | Богатырские образы в искусстве. | 1 |
3 | Героические образы в искусстве. | 1 |
4 | Музыкальный портрет. | 4 |
5 | Музыкальный пейзаж. | 1 |
6 | Музыка передает движение | 1 |
| Можем ли мы услышать живопись? |
|
1 | Можем ли мы услышать живопись? | 1 |
2 | Музыкальные краски. | 1 |
3 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 2 |
4 | Настроение картины и музыки. | 1 |
5 | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. | 1 |
6 | Вечная тема в искусстве. | 1 |
7 | Взаимосвязь музыки, литературы и живописи. | 1 |
Итого: 34 часа.
6 класс.
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
| Преобразующая сила музыки. |
|
1 | Преобразующая сила музыки. | 2 |
2 | Разное воздействие музыки на людей. | 1 |
3 | Задушевность лирической интонации музыки. | 1 |
4 | Музыка приносит человеку утешение и опору. | 1 |
5 | Музыка с человеком и в горе и в радости. | 1 |
6 | Музыка – оружие в борьбе за свободу. | 1 |
7 | Сила героической интонации. | 1 |
8 | Человек – это звучит гордо! | 1 |
9 | Музыка помогает человеку в трудную минуту | 1 |
10 | Музыка в переломные моменты истории. | 1 |
11 | Взволнованные интонации искусства. | 2 |
12 | Сатирические интонации в музыке. | 2 |
13 | Музыка Рождества. | 1 |
| В чем сила музыки? |
|
1 | Красота и правда в искусстве и в жизни. | 1 |
2 | Красота и правда о героях ВОВ. | 1 |
3 | Красота и правда музыка И.Баха. | 1 |
4 | Шутливая музыка разного времени. | 1 |
5 | Красота и природы и ее отображение в музыке. | 1 |
6 | Сила нравственной красоты человека. | 1 |
7 | В чем сила музыки В.А.Моцарта? | 1 |
8 | Красота и выразительность в музыке. | 2 |
9 | В чем сила музыки? | 1 |
10 | Красота и правда музыки о детях. | 1 |
11 | Единство народного и композиторского. | 1 |
12 | Единство содержания и формы. | 1 |
13 | «Легкая» и «серьезная» музыка | 1 |
14 | Никто не забыт, ничто не забыто! | 1 |
15 | Жизненная сила музыки П.И.Чайковского. | 1 |
16 | Гармония красоты и правды в жизни и в музыке. | 1 |
17 | Обобщение изученного за год. | 1 |
Итого: 34 часа.
7 класс.
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
| Музыкальный образ. |
|
1 | Музыкальный образ. Песенно – хоровой образ России. | 1 |
2 | Образ покоя и тишины. | 1 |
3 | Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ. | 1 |
4 | Образы войны и мира. | 2 |
5 | Драматический образ. | 1 |
6 | Лирический образ. | 1 |
7 | Образ страдания. | 1 |
8 | Образ борьбы и победы. | 1 |
9 | Картины народной жизни. | 2 |
10 | Образ современной молодежи. | 1 |
11 | Романтичные образы. | 1 |
12 | Образ грусти. | 1 |
13 | Разнообразие музыкальных образов. | 2 |
| Музыкальная драматургия. |
|
1 | Развитие музыкального образа. | 1 |
2 | Жизнь музыкальных образов в одном произведении. | 3 |
3 | Противоборство музыкальных образов в одном произведении. | 2 |
4 | Контраст музыкальных образов в одном произведении. | 2 |
5 | Сонатная форма. | 1 |
6 | Противостояние музыкальных образов в одном произведении. | 1 |
7 | Драматургия контрастных противопоставлений. | 1 |
8 | Интонационное единство балета (оперы). | 1 |
9 | Столкновение двух музыкальных образов в симфонии Д.Шостаковича. | 1 |
10 | Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. | 3 |
11 | «А значит, нам нужна победа». | 1 |
12 | Жизнь полонеза. | 1 |
|
|
|
Итого: 34 часа.
Данная программа разработана на основе авторской программы Искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. ДКритская. — М.: 2010.
Данная программа разработана на основе авторской программы « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015
1.Результаты изучения содержания курса.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
2.Содержание обучения.
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры– представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
3. Тематическое планирование с определением
основных видов деятельности учащихся.
| Раздел учебного курса, кол- во часов | Элементы содержания | Вид занятий (кол-во часов) | Основные виды учебной деятельности учащихся. | Формы контроля | ||
Теоретические | Практические | Контрольные и диктанты, тест. | |||||
1. | Раздел 1. В мире культуры.
4 часа | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. | 4 | - | 1 | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве известных людей Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных». | Опрос Доклад, сообщение. Тест. Устное высказывание Беседа. Пересказ.
|
2 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
16 часов
| Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. славные трудовые дела и подвиги людей, которые внесли вклад в развитие культуры общества. Отношение людей к природе. Семья, обычаи и традиции в разных культурах.
| 15 | 1 | - | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение текста. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Коллективная оценка выполнения задания Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи. | Опрос Доклад, сообщение. Устное высказывание Беседа. Пересказ. Проект. |
3. | Раздел 3. Религия и культура
10 часов | Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря. Богослужебная и хоровая музыка. Роль ислама, буддизма, иудаизма в развитии мировой культуры.
| 10 | - | 2 | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. «Буддизм в России», составление плана пересказа. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». | Опрос Доклад, сообщение. Устное высказывание Беседа. Пересказ. Проект. |
4. | Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
2 часа
| Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность | 2 | - | - | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника « Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин. Портрет С.И. Мамонтова).
| Опрос Доклад, сообщение. Устное высказывание Беседа. Пересказ.
|
5. | Раздел 5. Твой духовный мир.
2 часа | Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения | 1 | 1 | - | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К. Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». | Опрос Доклад, сообщение. Устное высказывание Беседа. Пересказ. Проект. |
7