Данная рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы «Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, М.: Баласс, 2012.
1.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения программы по учебному предмету «Музыка»
1.1. Общие результаты
Предметные требования:
- наличие интереса к предмету «Музыка»;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека;
- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- знание характерных особенностей русских народных песен;
- умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
- знание названий различных видов оркестров;
- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- знание гимна России.
Метапредметные требования:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;
- уважительное отношение к культуре других народов;
1.2. Результаты по классам.
1 класс.
Предметные требования:
- иметь представление о значении и роли музыки в духовном развитии человека;
- уметь слушать и слышать музыку, выделяя ее из общего звучащего потока;
- формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности.
Метапредметные требования:
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;
- приобретение навыков осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере и музыкального произведения.
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками;
- формирование эстетических чувств доброжелательности, отзывчивости, сопереживания
- участие в музыкальной жизни класса и школы;
2 класс.
Предметные требования:
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке;
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт и т.д.) музыкальных жанров;
- накопление знаний о музыкальном языке, об интонационной природе музыки;
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах и исполнителях;
- развитие умений и навыков хорового пения (унисон, расширение объема дыхания, дикция и т.д.)
Метапредметные требования:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная оценка своих музыкальных возможностей.
смысла учения;
- участие в культурной жизни класса и школы.
Личностные результаты:
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусств;
- развитие мотивов учебной деятельности личностного
3 класс.
Предметные требования:
- наличие интереса к предмету «Музыка»;
- умение определять характер, настроение музыки с учётом терминов и образных определений;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Глинка, Н.
Римский – Корсаков, А. Бородин, В. Моцарт);
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях;
- знание музыкальных инструментов симфонического оркестра;
- развитие умений и навыков хорового пения.
Метапредметные требования:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника;
- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;
- умение проводить сравнения между музыкальными произведениями;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение использовать знаково- символические средства, представленные в нотных примерах учебника;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
4 класс.
Предметные требования:
- наличие интереса к предмету «Музыка»;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека;
- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- знание характерных особенностей русских народных песен;
- умение определять жанры русских народных песен: былины, трудовые, солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- умение отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
- знание названий различных видов оркестров;
- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- знание гимна России.
Метапредметные требования:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- умение строить речевые высказывания о музыке в устной и письменной форме;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Личностные результаты:
- наличие познавательного интереса к новому материалу и способам решения частной задачи;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как своих собственных, так и окружающих людей;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей;
- уважительное отношение к культуре других народов;
3.Содержание учебного предмета «Музыка».
Представления о музыке
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.
Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных) и их исполнительские возможности. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов, духового, симфонического.
Выразительные возможности и особенности музыкальных форм: двух- и трехчастной, вариации, рондо. Повтор и контраст как основные средства создания этих музыкальных форм.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.
Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К.Щедрина; В.-А.Моцарта, Р.Шумана, Э.Грига и др.
Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
Представления о музыкальной жизни разных стран.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.
Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.
Детский музыкальный театр как особая форма приобщения детей к музыкальному искусству. Две основные разновидности детского музыкального театра: театр для детей и театр, в котором исполнителями являются сами дети. Московский детский музыкальный театр им. Н.А.Сац — первый в мире музыкальный театр для юного слушателя и зрителя.
3. Тематическое планирование.
1 класс.
№ | Темы | Кол–во часов |
1 | «Внутренняя музыка» | 3 |
2 | Родная речь | 4 |
3 | Петр Ильич Чайковский | 3 |
4 | Михаил Иванович Глинка | 4 |
5 | Мелодия жизни | 4 |
6 | Сергей Сергеевич Прокофьев | 3 |
7 | Путешествие во времени и пространстве | 6 |
8 | Счастье, ты где? | 3 |
9 | Резерв | 3 |
Итого:
| 33 | |
2 класс. | ||
1 | «Три кита в музыке» | 9 |
2 | О чём говорит музыка | 7 |
3 | «Куда ведут нас три кита?» | 10 |
4 | «Что такое музыкальная речь?» | 8 |
Итого: | 34 | |
3 класс | ||
1 | Песня, танец, марш перерастают в песенность,танцевальность, маршевость. | 9 |
2 | Интонация . | 7 |
3 | Развитие музыки. | 10 |
4 | Формы музыки. | 8 |
Итого: | 34 | |
4 класс | ||
| Музыка моего народа. |
|
1 | Музыка моего народа. | 19 |
2 | Русский народный костюм | 1 |
3 | Урок - концерт | 1 |
4 | Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. |
|
5 | Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. | 1 |
6 | Музыка разных народов мира | 9 |
7 | Композитор-исполнитель-слушатель | 1 |
8 | Музыка всегда со мной. | 1 |
9 | Обобщение изученного за год. | 1 |
Итого: | 34 |